Словарь основных терминов

СТОЙКИ (ТАТИ-ВАДЗА):

  • Сико-дamu — широкая стойка
  • Дзэнкуцу-дamu — передняя стойка
  • Momo-дamu — основная стойка
  • Хэйсоку-дamu — естественная стойка
  • Мусуби-дamu — ритуальная стойка
  • Сото-хатидзи-дamu — естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп наружу.
  • Ути-хатидзи-дати— естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп внутрь.
  • Хэйко-damu — параллельная стойка (стопы параллельны друг другу).
  • Нэкоаси-дamu — кошачья стойка.
  • Тэдзи-дати — естественная стойка (Т-образная)
  • Реноджи-дати — естественная стойка (Г-образная)
  • Кокуцу-дати — оборонительная стойка.
  • Фудо-дamu «прочная, непоколебимая» стойка.
  • Koca-дamu скрестная стойка;
  • Сантин-дати — стойка «триединство».
  • Сагиаси-дamu (цуруаси-дamu) — стойка журавля (цапли) на одной ноге.
  • Камаэ — это реальные боевые позиции. Понятие включает в себя отношение подготовки к бою: ментальное муко-но-камаэ и физическое юко-но-камээ. Камаэ ката включает в себя положение рук, ног и защиты. Все камаз выполняются как со сжатыми кулаками, так и сжатыми кистями и комбинировано; положение рук в разных сочетаниях занимают оборонительное положение на разных уровнях (дзёдан, тюдан и гэдан).
  • Сэнтаи — противостояние противников друг относительно друга фронтально.
  • Кайтай — противостояние противников друг относительно друга полу фронтально в противоположных стойках.
  • Дотай — противостояние противников друг относительно друга полуфронтально в одноименных стойках.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ (ИДО):

  • Аси-но-хакоби — перемещение ног в каратэдо;
  • Аюми-аси — простой шаг вперёд (естественное движение), перемещение задней ногой вперёд со сменой стойки;
  • Cacu-аси (коса-аси) — скрещивающийся шаг. Cacи-аси в сико-дати ипи найханти-дати — перемещение из стойки сико-дати или найханти-дати в стойки сико-дати ипи найханти-дати зашагиванием одной ногой за другую.
  • Аюми-acu в нэко-acu-дamu — передвижение из стойки нэкоаси-дати в нэко-аси дати, естественно шагая сзади стоящей ногой вперёд (между стопой и полом при перемещении условно помещается лист бумаги, пальцы направлены вверх);
  • Ёри-аси (сурикоми) — (от слова «еру» — приближаться, подходить, скользить), перемещение «скольжением» вперёд или назад, вначале передвигается нога, которая ближе к нужному направлению (вперед передняя, назад — задняя), затем передвигается другая нога. Стойка (и сторона) при этом не меняется.
  • Цуги-аси — «погоняющий» (преследующий) шаг, задняя ступня приближается к ступне выдвинутой вперед до тех пор, пока не ударится об её пятку.
  • Коса-аси — скрещивающийся шаг.
  • Хики-аси — отход на шаг назад;
  • маэ-ни — направление вперёд; йоко-ни — направление в сторону; усиро-ни — направление назад.
  • Дэ-acu — выполнение шага в сторону и назад.
  • Ой-аси — выполнение большого шага вперёд сзади стоящей ногой и подтягивание к ней другой ноги с восстановлением длины стойки.
  • Тай-сабаки— «управление телом», уходы корпусом с линии атаки.
    • Тай-сабаки 1: встать в стойку дээнкуцу-дати, выполнить гэдак-барай и сразу же после этого гьяку-цуки-тюдан, затем развернуться (маварэ-аси) на 180 градусов встать в стойку дзэнкуцу-дати, выполнить гэдан-барай и сразу же после этого гьяку-цуки-тюдан.
    • Тай-сабаки 2: встать в стойку дзэнкуцу-дати, выполнить гэдан-барай, затем, шагая аюми-аси, встать в стойку дзэнкуцу-дати и выполнить удар ои-цуки-тюдан, развернуться (маварэ-аси) на 180 градусов, встав в стойку дзэнкуцу-дати, выполнить гэдан-барай, затем, шагая аюми-аси, встать в стойку дзэнкуцу-дати и выполнить удар ои-цуки-тюдан.
  • Тоби-acи/ (тобикоми) — прыжковый шаг (стремительное сближение).
  • Тоби-аси гяку или ой — цуки — удар гяку или ой — цуки впрыгиванием в зону благоприятную для нанесения удара;
  • Тэни (тэнсин) — перемена положений или направления движений. Перемена направлений движения может быть вперед, назад, в сторону, по диагонали. При этом необходимо сохранять равновесие.
  • Фумикаэ-acu — смена стороны или ног.
  • Хираки-аси — открытый шаг.
  • Фумикоми-аси — топающий (сверху вниз) шаг.

ТЕХНИКА РУК (ТЭ-ВАДЗА);

  • Сэйкэн-тёку-цуки — прямой удар перед собой попеременно обеими руками: 2.0и-цуки — прямой удар с шагом одноименной ногой,
  • Гьяку-дзуки — противоположный (разноимённый) удар, выполняемый рукой разноимённой выдвинутой вперёд ногой. Положение бёдер. Дзэн (семэн) — фронтальное;
  • Ханми — основное (45 градусов по отношению положение Дзэн);
  • Гяку-ханми — скрученное (90 градусов по отношению к положению Ханми):
  • Ми-ханми — боковое.
  • Уракэн-ути (йоко, маэ) — «обратный удар», удар тыльной стороной кулака (вбок, вперёд).
  • Хики-тэ — от японского слова «хики (каэсу)» — возвратиться обратно. Возврат руки после удара в исходное положение.
  • Ура-цуки — перевёрнутый удар, в начальном и конечном положении кулак обращен тыльной стороной вниз; тюдан — на среднем, дэёдан — на верхнем уровне;
  • Татэ-цуки — вертикальный удар, в начальной и конечном положении кулак обращен тыльной стороной в сторону
  • Тэтцуй (или кэнцуй)-ути — удар «молот», основание сжатого кулака;
  • Эмпи (хидзи)-ути — удар локтем;
  • маэ — прямой вперед;
  • агэ — по восходящей дуге снизу вверх;
  • маваси — по круговой траектории, сбоку вперёд;
  • йоко — прямой в сторону;
  • отоси — нисходящий прямой сверху вниз;
  • усиро — прямой, назад;
  • Хидзи-атэ-гохон — пять ударов локтем последовательно друг за другом одной, потом другой рукой: маваси, усиро, агэ, отоси, йоко.
  • Сюто «рука-сабля».
  • Сюто-ути — удар ребром ладони.
  • Сюто-ути-гохон — пять ударов ребром ладони попеременно одной, затем другой рукой. снаружи внутрь на уровне тюдан, затем изнутри наружу также на уровне тюдан, после этого снаружи внутрь на уровне дэёдан и изнутри наружу также на уровне дзёдан и завершающий сверху вниз (отоси).
  • нукитэ — «рука-копьё» (пронзающая рука);
  • енхон-нукитэ — четырех пальцевая «рука-копьё» (большой палец прижат к основанию азательного пальца);
  • нихон-нукитэ — двух пальцевая «рука-копьё» (вытянуты только указательный и средний палец);
  • иппoн-нукитэ — одно-пальцевая «рука-копьё» (вытянут только указательный палец).
  • нукитэ-цуки — прямой, протыкающий удар «рукой-копьём».
  • Рётэ-цуки — удар двумя руками.
  • Каги-цуки удар-«крюк». Выполняется согнутой рукой на близкой дистанции на уровне тедан.
  • Тэйсе-ретэ-цуки — удар основанием ладоней двух рук. Проводится на уровне дзедан и тюдан, руки располагаются на одной вертикальной линии.
  • Ва-рётэ-тэтсуи-ymu (или хасами-umu) — удар по криволинейной траектории двумя руками «железным молотом» — основанием сжатого кулака (или удар «ножницы»).
  • Хира-хасами-цуки — прямой удар кистью «ножницами»: кисть имеет форму арки — три пальца сжаты, а большой и указательный пальцы разведены в разные стороны. Удар наносится в шею противника. Разновидность юби-хасами-цуки — указательный и большой пальцы разведены, а остальные три сильно согнуты, ударная поверхность в этом случае захватывает и среднюю фалангу среднего пальца кисти.
  • Хайто-ymu — удар по криволинейной траектории «рукой-саблей», ребром ладони со стороны указательного пальца.

ТЕХНИКА НОГ (АСИ-ВАДЗА):

  • Маэ-гэри — фронтальный удар ногой прямо перед собой:
  • дзёсокутэй (или коси) — основанием пальцев стопы; Кеагэ — восходящий круговой удар ногой снизу-вверх; Кэкоми — прямой, толчковый (проникающий) удар ногой.
  • Йоко-гэри — кэкоми — боковой проникающий удар ногой:
  • Сокуто — внешнее ребро стопы ближе к пятке. При ударе пальцы стопы направлены вниз, большой палец оттянут на себя.
  • Хики-аси — возврат ноги после удара в исходное положение.
  • Мээ-гзри цумасаки — фронтальный удар ногой прямо перед собой сжатыми пальцами стопы; маэ-гэри какато (или гэ-сокутэй) — фронтальный удар ногой прямо перед собой пяткой стопы.
  • Maвacu-гэри — круговой удар в горизонтальной плоскости, перед собой; дзёсокутэй (коси) — основание пальцев стопы; куби — подъём стопы.
  • Усupo-гэри-кэкоми — проникающий (толчковый) удар пяткой или ребром стопы назад;
  • Kocu-но-кайтэн вращение бёдер;
  • Дзэн — кайтэн прямое вращение: из положения ханми (полу фронтального) в дзэн (сёмэн) — фронтальное.
  • Гяку- кайтэн — обратное вращение: из фронтального положения (дзэн) в полу фронтальное (ханми). Основу разрушительного удара составляет мощное, амплитудное вращение бёдер.
  • Нагэ-вадза — техника бросков. Основная схема броска: защита, контратака, бросок, добивающий удар.
  • Маэ и маваси хидза-гэри — удар коленом (фронтальный и круговой).
  • Йоко-фуми (кэри)- коми — боковой удар наружным ребром стопы (сокуто) сверху вниз
  • Kapu-вадза — «подрезающая техника». В ней используются удары подбивы по нижней части голеней противника с целью выведения его из физического равновесия.
  • Аси-барай (сото, ути) — «сметающие» удары подошвой стопы (подсечка снаружи внутрь и изнутри наружу). Разновидность кари-вадзсг;
  • Ура-маваси-гэри обратный круговой удар ногой

ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ (УКЭ-ВАДЗА):

  • Гэдан-барай — «сметающий» блок предплечьем, сверху вниз;
  • Йоко-укэ (или ути-удэ-укэ) — блок внутренней стороной предплечья хё-котэ изнутри наружу.
  • Сото-ути-укэ — блок внешней стороной предплечья ура-котэ снаружи внутрь.
  • Агэ-укэ — «восходящий» блок внешней стороной предплечья снизу-вверх.
  • Сюто-укэ — «защита ребром ладони», траектория изнутри наружу.
  • Сюто-барай — «сметающий» блок ребром ладони («рукой-ножом»);
  • Отоси-ути-укэ — блок-удар по криволинейной траектории.
  • Йоко-барай — боковой «сметающий» блок предплечьем.
  • Нагаси-укэ — «пустить по течению», отводящий блок.
  • Моротэ (сасаэ)- укэ — блок двумя руками (с подпоркой одной руки другой), внутренней эроной предплечья.
  • Нино-удэ-укэ — блок снаружи внутрь наружной стороной согнутой в локте руки (пять см. ниже локтя).
  • Дзюдзи (коса)- укэ — блок скрещенными руками (с открытыми ладонями или со сжатыми паками) на уровне дзёдан и гэдан.
  • Котэ-укэ — блок тыльной стороной открытой кисти (не согнутой в лучезапястном суставе) по дуге снизу вверх и изнутри наружу.
  • Ре-тэ-укэ — Одна выполняет тюдан еко-укэ, а другая гэдан-барай.
  • Дзедан-еко-барай-укэ — верхний боковой «сметающий блок предплечьем прямой руки изнутри наружу.
  • Моротэ-иоко-укэ — блок ёко-укэ двумя руками.
  • Маваси-укэ — круговой блок. При выполнении локоть должен быть бпизко к телу, открытая кисть тыльной стороной наружу и предплечье описывают круг изнутри наружу.
  • Сукуй-укэ — «сукуй» — черпать, подхватывающий блок кистью или предплечьем.
  • Сётэй (или тэйсё) — осаэ-укэ — давящий блок ладонью (основанием ладони).
  • Сукуй-томэ-укэ — останавливающий блок-«черпак», выполняется рукой;
  • Рётэ-агэ-укэ — «восходящий» блок внешней стороной предплечья снизу-вверх двумя руками одновременно.
  • Какэтэ-укэ (Итосу-ха) — блок крюк (по автору Итосу): выполняется внешней стороной кисти (ребром), согнутой в запястье (пальцами наружу) вместе с наружной стороной предплечья (зоной запястья).
  • Фурисутэ-укэ — блок «встряхиванием» (отбрасыванием), выполняется рукой.
  • Кэн-сасаэ-укэ — блок кулаком снаружи вовнутрь (вторая рука поддерживает первую открытой ладонью с внутренней стороны руки в области кулака).
  • Микадзуки-гэри-укэ — «полумесяц», блок-удар ногой, движение по восходящей дуге снизу вверх, похоже на траекторию движения, как и при ударе маваси-гэри, но в отличие от него наносится плоско всей стопой.
  • Ура-микадзуки-укэ — выполняется так же, как и микадзуки-гэри-укэ, но наносится тыльной стороной стопы.
  • Нами-аси — «волна» — нога. Выполняется следующим образом: нога, согнутая в коленном суставе движется внутрь, стопа при этом располагается в одной плоскостью с голенью. Используется при уходе от подсечки противника и для защиты от прямого удара ногой.
  • Xaumo-еко-укэ — боковой блок ребром ладони со стороны указательного пальца.
  • Xaucy-укэ — блок тыльной стороной ладони
  • Какэтз (по Хигаонна-ха) — блок-крюк, выполняется вначале внутренней стороной кисти вместе с внутренней стороной предплечья (зоной запястья), затем сразу же после соприкосновения с рукой противника, рука разворачивается на внешнюю сторону кисти (ребра);
  • Kypu-укэ — блок наружной стороной предплечья изнутри наружу по полукругу: локоть начинает защитное движение со средней линии тела сверху вниз и s сторону.
  • Кокэн-укэ — блок внешней стороной сильно согнутого запястья.
  • Тэйсё-осаэ-укэ — давящий блок сверху вниз основанием ладони.
  • Ура-укэ блок обратной стороной ладони изнутри наружу;
  • Какивакэ-укэ — «раздвигающий» блок, выполняется двумя руками, разворачивая предплечья вокруг своих продольных осей, раздвигать в стороны сначала локти, а затем кулаки.
  • Хиракэн-укэ — блок «плоский» кулак, выполняется сверху вниз костяшками фаланг четырёх пальцев.
  • Хидза-укэ — защита коленом.
  • Хайсоку-аси (кеагэ)-укэ — защита подъёмом стопы по восходящей траектории.
  • Тэйсоку (или сокутэй)-аси-томэ-укэ — защита остановка подошвой стопы.

КУМИТЭ:

  • Кумитэ — (схватка, спарринг, поединок).
  • Кихон-кумитэ — «основной кумитэ».
  • Гохон-кумитэ — формальный бой на пять шагов;
  • дзёдан — верхний уровень тела (шея и голова);
  • тюдан — средний уровень тела (от шеи до пояса); гэдан — нижний уровень тела.
  • Сэмэтэ — нападающий партнёр.
  • Укэтэ — защищающийся партнёр.
  • Рэн-цуки — связка из нескольких прямых ударов руками.
  • Дан-цуки — повторный удар той же рукой.
  • Бункай-кумитэ — анализ (разбор) ката в применении с партнёром.
  • Якусоку-кумитэ — договорной спарринг.
  • Кихон-иппон-кумитэ — обусловленный спарринг на одно запрограммированное действие — атаку.
  • 1. Дзию-иппон-кумитэ — свободный поединок с выполнением одного любого технического действия. При этом роли сэмэтэ и укэтэ заранее распределены. Сэмэтэ атакует когда угодно и как угодно только одним атакующим ударом рукой или ногой, обманные движения запрещены. Укэтэ выполняет один любой приём защиты и последующей контратаки, включая броски.
  • 1. Дзию-кумитэ — свободный, вольный поединок по определённым правилам. Правила соревнований — в них оговариваются все моменты, связанные с проведением соревнований. Соревнования проводятся по программе дзию-кумитэ и ката.

КАТА:

  • Ката — формальное упражнение;
  • Эмбусэн — траектория передвижений в ката;
  • Тайкёку — «первопричина», «великий предел»; подготовительные ката (всего их пять).
  • Тайкёку-годан — пятая подготовительная ката.
  • Хэйан (или пинъан) — от слов хэйва антэй — мир и покой.
  • Сантин — «триединство», дыхательно-энергетическое ката группы Хигаонна-ха.
  • Дзюроку-но-ката — «шестнадцать», ката создано Кенва Мабуни.
  • Найфанти седан — происхождение ката неизвестно, предположительно из Китая. Один из важнейших моментов — линейный эмбусэн: все движения выполняются из стороны в сторону.
  • Бассай-дай — «рубка (леса)», «преодоление преград». Относится к группе Сюри-тэ. Автор неизвестен.
  • Сэйэнтин — «подавление отступления». Относится к группе Наха-тэ, происхождение из Китая.
  • Тэнсё — «вращающаяся ладонь». Относится к группе Наха-тэ. Создано Тёдзюном Мияги на основании изучения им китайской формы Роккисю.
  • Дзион — относится к группе Сюри-тэ. Китайского происхождения, по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно практиковалась эта ката.
  • Дзюттэ — «десять рук (приёмов)». Относится к Сюри-тэ.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

  • зал для занятии каратэдо;
  • поклон;
  • Додзё-рэй — поклон залу (при входе и выходе); Рицу-рэй — ритуальный поклон стоя; Отогай-ни-рэй — взаимный поклон; Дза-рэй — ритуальный поклон сидя;
  • Дзадзэн — положение, сидя на пятках, поза для медитации; Сэйдза — команда сесть в Дзадзэн;
  • Мокусо — команда закрыть глаза, приступить к медитации (само настрою); Мокусо-ямэ — команда открыть глаза, закончить медитацию.
  • Хара — живот;
  • тандэн — нижняя часть живота, центр жизненных сил (внутренней энергии — по-японски «Ки»).
  • Мэцукэ — выражение глаз, взгляд.
  • Сэнсэй — учитель, преподаватель;
  • сэмпай — старший;
  • кохай — млалший.
  • Maaй — дистанция (тика-ма — короткая дистанция; ути-ма — нормальная, средняя дистанция; то-ма — увеличенная дистанция).
  • Кю — ученическая степень;
  • Кюсё — слабые места (точки, зоны) тела человека, которые в случае поражения достаточно сильным (мощным) ударом приведут к возникновению острейшей боли, возмог потере сознания и даже смерти.
  • Кокю-вадза — техника дыхания.

Правильное дыхание это основа психорегуляции, ключ к корректировке сознания, источник силы и способ пополнения её до, в ходе и после поединка.

  • Нагарэ-дай — спокойное, естественное дыхание;
  • Нагарэ-сё — дыхание с задержкой;
  • Ибуки — глубокое, фиксированное дыхание.

Дыхание должно быть сдержанным, незаметным для противника, вдох через нос, выдох через рот (при едва приоткрытых губах, тихо). Обычно при вдохе человек слабеет, его рефлексы снижаются, поэтому лучше всего атаковать противника при его вдохе. В конечной стадии выполнения технического действия необходимо производить быстрый выдох с короткой последующей задержкой дыхания.

Необходимо дышать в манере — «дыхание животом» (ибуки), при этом дыхании диафрагма находится в максимально низком положении, как при вдохе, так и при выдохе. Это увеличивает устойчивость и силу при проведении защитных и атакующих действий.

Перемещение центра тяжести.

Во время перемещения центр тяжести не должен колебаться в вертикальном положении. Таз должен оставаться на одном и том же уровне, а позвоночный столб располагаться вертикально, брюшной пресс, оставаясь всегда напряжённым, должен развивать импульс и посылать тело в желаемом направлении. Тело должно перемещаться как единое целое, ягодицы при этом напряжены, а область «тандэн» проецируется на линию перемещения. Перемещаться нужно прямо, одним броском, без каких-либо подготовительных действий.

Осанка.

Правильная осанка: вся спина прямолинейна, позвоночный столб («стержень» — ось вращения для корпуса и бёдер) вертикален, верхняя часть тела расслаблена, мышцы ягодиц и живота напряжены. Всё это создаёт условия для беспрепятственной циркуляции энергии «ки» по переднему и заднему срединным меридианам тела. При этом нагрузка приходится на всю спину без перегрузки одной точки, что может быть причиной повреждений в позвоночных дисках и с давлений корешковых нервов.

Положение тела (плечи, бёдра):

  • Сёмэн (дзэн) — фронтальное. Ханми — разворот под 45 гр.;
  • Гяку-ханми — обратное положение к сёмэн. Ми-ханми — разворот больше 45 гр.;
  • атэми-вадза — атэ — удар, ми — тело, вадза — техника;

Поражающая мощь атэми зависит от трёх составляющих: точности, скорости и силы.

Сила зависит: от поддержки удара всем телом; от концентрации, она должна достигать своей высшей точки в кимэ, концентрация силы обратно пропорциональна поверхности её приложения — чем последняя меньше, тем мощнее будет действие удара, важна точность приложения удара, удар должен быть направлен точно в жизненно важные точки человеческого тела; от скорости, когда масса перемещается, небольшое увеличение скорости даёт большую поражающую силу. Скорость в свою очередь зависит от правильной координации мышц, от стабилизации массы на ее траектории, длины этой траектории.

  • Кондзё — «характер», «дух».
  • Тимэйтэки вадза — смертельная техника.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

  • Дзюмби-ундо — подготовительные упражнения;
  • Сэйри-ундо — заключительные упражнения;
  • Ходзё-ундо — дополнительные упражнения.

Макивара — традиционный снаряд для отработки ударов, представляет собой доску маки с привязанным к ней рулоном соломы вара.

Счёт: ити — один, седан — первый; ни — два, нидан — второй; сан — три, сандан — третий; сиен — четвёртый; го — пять; годан — пятый; року — шесть; сити — семь; хати — восемь; ку -дзю — десять; дзю — ити — одиннадцать; дзю — ни — двенадцать…

Основные точки (зоны):

Передняя часть тела:

  • Тэнто — макушка головы
  • Микэн — место соединения надбровных дуг с лобной костью;
  • Бито — кончик носа;
  • Бисэн — гребень носа;
  • Касуми — виски;
  • Ганга — глаза;
  • Дзинчу — верхняя губа;
  • Кагаку — нижняя часть челюсти;
  • Микадзуки — угол нижней челюсти;
  • Рё дзикоу кабатокэ — впадина ниже уха;
  • Нодо ботокэ — адамово яблоко;
  • Хичу — шейная впадина;
  • Кёкоцу — грудина;
  • Ганка — район грудной клетки ниже сосков;
  • Дэнко — район грудной клетки;
  • Суйгэцу — солнечное сплетение;
  • Тандэн — живот;
  • Кинтэки — яички;
  • Яко — район паха;
  • Инадзума — бок живота;
  • Фусито — район середины внешней стороны бедра;
  • Сицо-то — коленная чашечка;
  • Кокэй — кромка голени большой берцовой кости;
  • Сокко — подъем стопы;
  • Хидзи — локоть;
  • Хайсу — тыл ладони;

Задняя часть тепа:

  • Кассацу — позвоночник;
  • Катобу — затылок;
  • Кэйто — тыльная сторона шеи (точка между 3 и 4 шейными позвонками);
  • Усиро дэнко — почки;
  • Киби — кончик позвоночника (копчик);
  • Хидза кубоми — тыльная сторона стопы;
  • Куру-буси — лодыжка.

Пять принципов защиты:

  • Рака (отибана) — «падение», «опадающие цветы». Отбивать руку противника, оставаясь на месте, как земля без всякого движения принимает опадающие цветки. Типичный пример блок гэдан-барай.
  • Рюсуи — «проточная вода». Направлять силу атаки противника в том же направлении отклонением. Типичный пример блок нагаси-укэ;
  • Тэн-и — «смена положения». Защита от атаки противника изменением положения тела, уход может быть вперёд, назад, в сторону, по диагонали.
  • Куссин — «наклоняться и выпрямляться» или «сжиматься и вытягиваться». Способ уклонения от атаки противника путём сгибания и выпрямления коленей в стойках. Типичный пример: переход после защиты в контратаку из стойки нэкоаси-дати в мото-дати или из кокуцу-дати в дзэнкуцу-дати.
  • Хангэки — «контратака, контрнаступление, ответный удар». Это прием, при котором удар наносится без блокирования, он является и защитой, и атакой одновременно. Типичный пример: цуки-укэ, при котором контрудар достигает цели, пересекаясь с ударом противника и отклоняя этот удар.

ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА БУДО.

Для освоения БУДО (боевых искусств) существует четыре основных принципа, называемых ИТИ-ГАН, НИ-СОКУ. САН-ТАН. СИ-РИКИ. Ниже подробно объясняется значение этого выражения.

  • ГАН — это сокращение слова Тякуган (наблюдение, обзор), так называемый Мэцукэ (фиксированный взгляд). Наблюдая за движениями противника, а также в одно мгновение, оценив рельеф и погодные условия, находясь вне помещения, нужно занять выгодное для себя положение. На что нужно смотреть, когда стоишь перед противником? Прежде всего, по движению взгляда предугадываешь ход мыслей противника (движение души). Однако, полностью концентрируясь на глазах противника, другие движения становятся не видны. Наблюдая за глазами противника, нужно охватывать взглядом все его тело полностью, замечая даже малейшие движения. Во время изучения базовой техники и выполнения ката смотреть нужно прямо перед собой, в направлении движения, на уровне своих глаз. За исключением особых случаев, категорически запрещается смотреть вниз, т.к. при этом нарушается обзор и страдает осанка.
  • СОКУ — это перемещение ног. Перемещаться при атакующих и защитных действиях нужно легко и быстро, не цепляясь ногами за землю и не поднимая их высоко.
  • ТАН — смелость. Это такое состояние духа, при котором, в любой ситуации нужно, не растерявшись, хладнокровно оценив обстановку, принять меры.
  • РИКИ — сила. Это мышечная сила, выносливость, мгновенная сила. Всё это очень важно, поэтому необходимо ежедневно упорно тренировать эти качества. Начинающие прилагают слишком много усилий в ненужных местах, тем самым, мешая выполнению техники. Необходимо хорошо изучить принцип использования силы. (из книги Ивата Мандзо-сенсея «Сито-рю Каратэдо»)